ИСТОРИЯ [RU]

фото© джефф вонг

В Трескавце, как говорят, перехватывает дыхание дважды. В первый раз — когда вы будете подниматься к монастырю, будь то пешком почти два часа по крутой горной тропе, будь то на машине по обрывистому бездорожью. А во второй раз у вас захватит дух от представшего вашему взору великолепного вида. Возвышающийся в горах посреди Пелагонии монастырь Трескавец являет собой стержень духовной преемственности народа, скрывающий в себе множество страниц истории, написанных на этих скалах на протяжении веков человеческим присутствием. Горная вершина Златоврв словно короной увенчана стенами этого монастыря, посвященного Успению Пресвятой Богородицы. С них как на ладони видна неизмеримость горизонта духовного спокойствия и возможности личной встречи и разговора с Богом. Известный македонский фолклорист Марко Цепенков, происходящий из этого же края, записал такие народные стихи, в которых воспевается благодарность Божией Матери, построившим монастырь святым: «Ой, вы святые, Божии угодники, язычников прогнавшие, вместо храма их паганского вы церковь Мне устроили и монастырем ее нарекли».

фото© гоце ефтимов, © сашо н. алушевский [право вверх]

Сохранившиеся останки монастырской крепости, некрополь Гуменье, вытесанные в скалах гробницы, следы различных построек на всем плато вокруг горы Златоврв, многочисленные сполии, не только встроенные в западную стену церкви, но и разбросанные повсюду вокруг, свидетельствуют о том, что  раньше здесь находились языческий храм, посвященный Аполлону и Артемиде, а также древнее поселение Колобаисса, просуществовавшее более восьми веков. Первый христианский храм на этом культовом месте был построен приблизительно в V–VI веках. Наибольшая часть сохранившегося по сей день здания церкви датируется, по меньшей мере, концом XII — началом XIII веков. Трапезная с ее внушительным каменным столом, а также монастырская кухня появились в XIV веке. Двустворчатые двери, установленные в западном притворе (нартексе) храма, были выполнены в XVI веке и представляют собой выдающийся шедевр македонских средневековых мастеров–резчиков известной прилепско–слепчанской художественной школы резьбы по дереву. К концу XVI века здесь отмечается активная и объемная деятельность по переписыванию книг. К XVIII–XIX векам относятся упоминания о существовании келийной школы. Фресковая роспись храма датируется различными периодами — отдельные фрески были сделаны в XIV, XV, XVI и даже XIX веке, когда был расписан купол нартекса — так называемая «слепая калота». Фреска над монастырскими воротами, изображающая византийских императоров Андроника II Палеолога (1282–1328) и Михаила IX (1294–1320), свидетельствует об их покровительстве над обителью.

фото© зрзевские монахи [лево вверх], © владо киприяновский [лево вниз, середина], © гоце ефтимов [право]

Практически все балканские средневековые государи и владетели относились к обители с большим уважением. Посетивший монастырь сербский царь Стефан Душан (1331–55) отметил, что он «не только зданием и внутренним убранством, но и уставом и типиконом святых отцов, его населяющих, прекрасен и преславен. Жизнь монахов не уступает жизни ни Синайской горе, ни Святой горе Афонской». М. Цепенков записал: «В монастыре Трескавец имеют султанский ферман рукой пророка Мухамеда ни за что дань с него не взымать и никому из турок ему не досаждать. И вправду, турки наши достойны похвалы за честь, оказываемую нашему монастырю [. . .] и его подворьям».

фото© гоце ефтимов

Сколько еще сказаний, преданий, легенд и исторических фактов остается нерасказанными! Таков он, Трескавец. Так много слов написано и так мало сказано. Можно еще говорить и о звуке тишины, о спокойствии этих суровых гор, писать о широте и необозримости или даже о достижимости высот, о разгаданных мистических письменах, рассеянных повсюду на этой горе. Можно рассуждать и об онтологической потребности в воссоединении твари с Творцом. Но все же каждый, кто поднимется на Златоврв и прикоснется к монастырским стенам, сам услышит молитвы тысяч монахов и отшельников, на протяжении веков подвизавшихся в обители и окольных пещерах и скитах, почувствует благодать Божию, изливающуюся здесь в изобилии, и в монастырской тишине поймет тайну этой мозаики, называющейся Трескавец, сам становясь при этом ее кусочком.

фото© гоце ефтимов

русский перевод: Константин Берсенев

No comments:

Post a Comment